Ракета “Сатурн-5”: “Последний довод королей” альтернативной космонавтики

Помните фильм такой был – “Последний довод королей”. Не поверите, снял “Укртелефильм”:-) В 1983 году. 4 серии. Смотрел с интересом и негодованием, по поводу действий американской военщины в частности и ихнего империализма в целом.

"Последний довод королей" альтернативной космонавтики
“Последний довод королей” альтернативной космонавтики

«Последний довод королей» — четырёхсерийный телевизионный фильм, снятый в СССР режиссёром Виктором Кисиным по роману Флетчера Нибела и Чарльза Бейли «Семь дней в мае» (англ.)русск. (1962). В 1964 году роман был экранизирован в США режиссёром Джоном Франкенхаймером.

В центре сюжета — масштабный заговор группы военных США, возглавляемый генералом Джеймсом Скоттом и направленный против действующего президента Джордана Лимена. Сценарий сериала написан знаменитым международным обозревателем Владимиром Дунаевым.

Напомню, что значит сама фраза.

“Последний довод королей”

"Последний довод королей"
“Последний довод королей”

Ultima ratio regum

Последний довод королей или “Ultima ratio regum” (от латинского  “ultimus “— «последний», «крайний». ratio — «разум», «метод» и regum — «король») — это выражение, которое дошло до нас  из глубины веков. Как правило, оно означает последнее средство или метод решения проблемы, когда все остальные, более адекватные меры или способы, были применены безрезультатно.

Чаще всего фразу  «последний довод королей» используют во времена конфликтов или военных действий в качестве последнего, решающего аргумента. Данная  идиома распространилась благодаря Тридцатилетней войне (1618-1648 годы), в которой военный конфликт  затронул  в разной степени почти все европейские страны. Кардинал Ришелье приказал отлить на стволах пушек слова “Ultima ratio regum”. При этом в то время фраза носила   другой смысл. Скорей всего  имелось в виду не крайнее средство решения проблемы, а решающее слово короля,  должное раз и навсегда решить конфликт.

В общем, пушки, господа, пушки. Или тяжёлая артиллерия. Разная. И такая в том числе.

Крепость Кастеллет, Копенгаген.

Крепость Кастеллет, Копенгаген.
Крепость Кастеллет, Копенгаген

При чём тут ракета “Сатурн-5”?

В контексте этой статьи “короли”, конечно, в кавычках.

Статья – О, этот таинственный Сатурн-5! “Лунная афера” как она есть

Ракета “Сатурн-5”

Цитата

*****************************

Поэтому остаётся последний аргумент у наших уважаемых могликов:

Ракета Сатурн-5 и двигатель Ф-1 были слишком дорогими в производстве, обслуживании, заправке, запуске, демонтаже, даже помыть ракету стоило в денежном эквиваленте как бюджет всего Хьюстона, штат Техас… и кстати, необходимости после завершения “Лунной эпопеи” больше не было.

Ракета "Сатурн-5"
Ракета “Сатурн-5”

Настолько, товарищи моглы, не было, что уже к 1979-му году надо было создавать аналог – носитель для шатлов. И настолько до сих пор нет необходимости, что на МКС вынужденно все блоки не превышают 20 тонн. А почему столько? Потому что это грузоподъемность российского “Протона”. Между тем, чудо-Сатурн мог бы поднимать на низкие орбиты 150 ТОНН. То есть, чтобы было понятно, всю МКС можно было БЫ за три старта доставить в Космос. При этом сделать размеры модулей значительно больше в размерах!

Подытожим. Чудо-ракета Сатурн-5 и её невероятный, мощный, самый надёжный из надёжных двигателей Ф-1 растворились в космической истории Соединённых Штатов как грибной дождик на сухой летней земле. Тихо и бесследно.

*****************************

Итак, последний довод “королей” альтернативной космонавтики следующий:

Так как (официальная космонавтика),

Ракета Сатурн-5 и двигатель Ф-1 были слишком дорогими в производстве, обслуживании, заправке, запуске, демонтаже, даже помыть ракету стоило в денежном эквиваленте как бюджет всего Хьюстона, штат Техас… и кстати, необходимости после завершения “Лунной эпопеи” больше не было.

ТО (альтернативная космонавтика),

уже к 1979-му году надо было создавать аналог – носитель для шатлов.

Ну почему? К 1979 году? Работы по программе многоразовых шаттлов начались ещё в 1967 году. Разрабатывалась сама концепция, требования к аппаратам и и тд

“Лунная программа”, где использовались ракеты “Сатурн-5”, была завершена в 1972 году, в связи с достижением заявленных целей:

Програ́мма «Аполло́н» — программа пилотируемых космических полётов космического агентства США НАСА, принятая в 1961 году, с целью осуществления первой пилотируемой высадки на Луну, и завершённая в 1975 году. Цель программы была сформулирована президентом США Джоном Ф. Кеннеди в его речи 12 сентября 1962 года, и она была успешно решена 20 июля 1969 года, в ходе полёта «Аполлона-11» с высадкой на Луну Нила Армстронга и Базза Олдрина. Всего по программе «Аполлон» были совершены 6 успешных высадок астронавтов на Луну (последняя — в 1972 году). Эти шесть полётов по программе «Аполлон» на данный момент — единственные за всю историю человечества, когда люди высаживались на другом астрономическом объекте.

Почти параллельно “Лунной программе”, была запущена программа “Space Shuttle”.

«Спейс шаттл» или просто «Шаттл» (англ. Space Shuttle — «космический челнок») — американский многоразовый транспортный космический корабль.

«Шаттлы» использовались в рамках осуществляемой с 1969 по 2011 годы НАСА государственной Программы «Спейс шаттл» (в 1969 году названной «Космическая транспортная система» (англ. Space Transportation System, STS)). Подразумевалось, что шаттлы будут «сновать, как челноки» между околоземной орбитой и Землёй, доставляя полезные грузы в обоих направлениях.

Шаттл «Дискавери» взлетает.

Автор: NASA - http://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/shuttle/sts-120/html/sts120-s-028.html, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2986692
Полёт STS-120.Автор: NASA – http://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/shuttle/sts-120/html/sts120-s-028.html, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2986692

Программа по созданию космических челноков разрабатывалась компанией North American Rockwell и группой ассоциированных подрядчиков по поручению НАСА с 1971 года. Разработка и опытно-конструкторские работы велись в рамках совместной программы НАСА и ВВС[2]. При создании системы использовался ряд технических решений для лунных модулей программы «Аполлон» 1960-х годов: эксперименты с твердотопливными ускорителями, системами их отделения и получения топлива из внешнего бака. Всего было построено пять шаттлов (два из них погибли в катастрофах) и один прототип. Полёты в космос осуществлялись с 12 апреля 1981 года по 21 июля 2011 года.

В 70х годах и далее, по разным причинам, на первое место по научно-военному интересу, вместо Луны вышла орбита Земли и фундаментальные исследования Вселенной.

Вся концепция программы “Space Shuttle” совершенно другая по сравнению с “Лунной программой” – она многоразовая.

История проекта «Космическая транспортная система» начинается в 1967 году, когда ещё до первого пилотируемого полёта по программе «Аполлон» (11 октября 1968 года — старт «Аполлон-7») оставалось больше года, как обзор перспектив пилотируемой космонавтики после завершения лунной программы NASA.

30 октября 1968 года два головных центра NASA (Центр пилотируемых космических кораблей — MSC — в Хьюстоне и Космический центр имени Маршалла — MSFC — в Хантсвилле) обратились к американским космическим компаниям с предложением исследовать возможность создания многоразовой космической системы, что должно было снизить затраты космического агентства при условии интенсивного использования.

Ракета “Сатурн-5” не подходит для такой концепции полётов на орбиту, по разным причинам, ибо изначально планировалась как одноразовая.

Многоразовая система состоит из трёх основных компонентов (ступеней):

  1. Двух твердотопливных ракетных ускорителей, которые работают в течение примерно двух минут после запуска, разгоняя и направляя корабль, а затем отделяются на высоте около 45 км, приводняются на парашютах в океан и, после ремонта и перезаправки, используются вновь.
  2. Большого внешнего топливного бака с жидкими водородом и кислородом для главных двигателей. Бак также служит каркасом для скрепления ускорителей с космическим кораблём. Бак отбрасывается примерно через 8,5 минут на высоте 113 км, бо́льшая его часть сгорает в атмосфере, а остатки падают в океан.
  3. Пилотируемого космического корабля-ракетоплана — орбитального аппарата (англ. the Orbiter Vehicle или просто англ. the Orbiter) — собственно «спейс шаттла» (космического челнока), который выходит на околоземную орбиту, служит там платформой для исследований и домом для экипажа. После выполнения программы полёта возвращается на Землю и совершает посадку как планёр на взлётно-посадочную полосу.

Так многоразовую систему видели разработчики программы и сделали инженеры. И ракета “Сатурн-5”, по своих характеристикам, не подходит для выполнения поставленных задач.

Что не понятно?

  • «Сатурн-5» (141 тонна) — американская трёхступенчатая РН семейства Сатурн, которая использовалась для пилотируемых полётов к Луне и высадки астронавтов на её поверхность, а также для выведения на НОО орбитальной станции «Скайлэб». Обладала рекордной грузоподъёмностью среди всех ракет созданных как до, так и после неё. Ракета стартовала 13 раз (1967—1973), все запуски признаны успешными.
Автор: NASA - http://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/apollo/apollo11/html/s69_39958.html, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=9064557
Автор: NASA – http://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/apollo/apollo11/html/s69_39958.html, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=9064557

  • Американская многоразовая система «Спейс Шаттл» выводила с борта орбитального корабля на НОО до 28 тонн, что не соответствует сверхтяжёлому классу, но если рассматривать сам орбитальный корабль как полезную нагрузку, то выводимая на НОО суммарная масса составляла до 122 тонн.
Автор: NASA, Original uploader was Leafnode at pl.wikipedia - Originally from pl.wikipedia; description page is/was here.NASA: http://www.nasa.gov/images/content/107926main_SRB_sep_sts1.jpghttp://history.nasa.gov/sts1/images.html, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2850384
Автор: NASA, Original uploader was Leafnode at pl.wikipedia – Originally from pl.wikipedia; description page is/was here.NASA: http://www.nasa.gov/images/content/107926main_SRB_sep_sts1.jpghttp://history.nasa.gov/sts1/images.html, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2850384

Самый последний довод “королей”

То есть, чтобы было понятно, всю МКС можно было БЫ за три старта доставить в Космос. При этом сделать размеры модулей значительно больше в размерах!

Как, в какие сроки и тд, планировалась, конструировалась и строилась МКС, и что лучше, “Сатрун-5” или применённые решения, это тема отдельного разговора, но фактом является то, что для конкретных задач применяются конкретные решения и не всегда они универсальны.

Доклад на тему “Ракета “Сатурн-5”: “Последний довод королей” альтернативной космонавтики” закончил.

Вывод – всему своё время.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.