ЛМ “Орёл” “Аполлона 11” садился с включённым двигателем? Ставим точку над “любителями гифок”

Так как всё-таки садился ЛМ “Орёл” “Аполлона 11”? С включённым двигателем или выключенным? Ранее, в одной из своих статей подробно рассматривал скорость снижения и горизонтального смещения лунного модуля в процессе посадки. Попробуем посмотреть на этот процесс в картинках.

… с выключенными двигателями, с высоты 1,5 метра, плюс расстояние от низа опоры до сопла, 0,46 метра, итого почти 2 метра, “Орёл” сместился горизонтально на 3 метра …

Это не мои цифирки, это расчёты на основании известных данных.

https://history.nasa.gov/alsj/a11/AS11-40-5921HR.jpg
https://history.nasa.gov/alsj/a11/AS11-40-5921HR.jpg

Есть такое мнение “любителя гифок”:

Есть такое мнение "любителя гифок"
Есть такое мнение “любителя гифок”

Так как?

ЛМ “Орёл” “Аполлона 11″садился с включённым двигателем?

Или наоборот? Как думаете, что предложит “любитель гифок” в качестве доказательства того, что ЛМ “Орёл” садился с включёнными двигателями?

Правильно, “гифку”! https://zen.yandex.ru/media/voinhard/lm-orel-apollona-11-sadilsia-s-vkliuchennym-dvigatelem-stavim-tochku-nad-liubiteliami-gifok-60f5536cb499d11ca954c5a5

Гифка “любителя гифок”

Мы поступим по-другому. Правильно. И рассмотрим последние секунды посадки ПОКАДРОВО и даже не в Ютубе, а в специальном онлайн сервисе.

Мы понимаем, что ко всем контрольным точкам надо относиться с учётом их задержки. Не всегда то что сказали и сделали, совпадает с точностью до сотых секунды, есть задержка, как людей так и оборудования, и ПО.

Итак, берём вот это официальное видео с текущими пояснениями в кадре и разберём последние секунды посадки “Орла”.

Сначала, вспомним как снималась посадка ЛМ. В описании к видео читаем:

Аполлон 11 – Посадка на море Спокойствия – 20 июля 1969 г. 16-миллиметровый фильм о посадке Гэри Неффа, исходные кадры любезно предоставлены Джоном Кноллом.

Камера наблюдения указывет на правое окно лунного модуля Базза Олдрина. Она работала со скоростью 6 кадров в секунду при посадке и была оснащен 10-миллиметровым широкоугольным объективом. Клип проходит примерно с высоты 50 000 футов до поверхности Луны, примерно с 102:30:45 до 102:46:38, через минуту после приземления.

…. Когда космический корабль опустился на последние несколько футов, его тень заполнила кадр камеры, затемняя поверхность. Поднимающаяся пыль рассеялась в течение нескольких секунд после приземления: это явление можно наблюдать на небольшом участке поверхности, видимом в кадре камеры над тенью лунного модуля.

Вот эта камера. Её технические характеристики не разбираем. Суть не в них. И рабочее место Базза Олдрина в кабине ЛМ.

Базз Олдрин в кабине ЛМ "Орёл"
Базз Олдрин в кабине ЛМ “Орёл”

Смотрим как иллюминаторы ЛМ выглядят снаружи. Слева – “окно” База Олдрина. Вот он как раз вылазит. На этом снимке оно слева, изнутри справа.

Исходное фото немного осветлил.

https://history.nasa.gov/alsj/a11/AS11-40-5862HR.jpg
https://history.nasa.gov/alsj/a11/AS11-40-5862HR.jpg

Смотреть видео с Ютуба будем на другом сервисе, покадрово, 4 сотых секунды. Онлайн-сервис http://www.watchframebyframe.com

Кто-то делает подобное с помощью “гифок”, привык видимо. Пусть. Мы профессионалы:-) Хотя и не кинооператоры.

Читаем Википедию, смотрим видео и сверяемся.

На высоте 12 метров Олдрин доложил, что поднимается лунная пыль. Но он редко смотрел в иллюминатор. Армстронг же на послеполётном опросе говорил, что впервые заметил поднимающуюся пыль на высоте чуть меньше 30 м. Сначала это выглядело как прозрачный лист летящей пыли, который немного ухудшал видимость. По мере снижения корабля видимость становилась всё хуже. По словам Армстронга, визуальному определению высоты это не очень мешало, но в густой пелене движущейся летящей пыли было очень сложно следить за статичными камнями и, соответственно, определять вертикальную и горизонтальную скорости.

40 футов – 12 метров.

13:48:09.

Олдрин: Picking up some dust - Собираю немного пыли
Олдрин: Picking up some dust – Собираю немного пыли

Олдрин: Picking up some dust – Собираю немного пыли

9 метров.

13:53:00.

Олдрин: 30 футов - Искажённая тень.
Олдрин: 30 футов – Искажённая тень.

Олдрин: 30 футов – искажённая тень.

ЛМ немного качнуло в сторону.

Через 1,4 сек вверху справа стала появляться тень посадочного щупа.

Так, по поводу Солнца. Оно было сзади, см. ниже. Это уже после выхода на поверхность. С момента посадки прошло больше 2-х часов. Напоминаю конструкцию ЛМ “Орёл” “Аполлона 11”.

Эти щуп, опора и сопло, будут для нас отправной точкой для понимания того как сел ЛМ – с включённым или выключенным двигателем.

https://history.nasa.gov/alsj/a11/AS11-40-5864.jpg
https://history.nasa.gov/alsj/a11/AS11-40-5864.jpg

13:59:76.

Тень посадочного щупа показалась полностью. Стала видна чаша опоры. Из-за “болтанки”, положения ЛМ и высоты Солнца над горизонтом, она не круглая.

Тень посадочного щупа
Тень посадочного щупа

6 метров.

14:00:08.

Олдрин: 20 футов – прошла половина.

Половина из 60 сек, до отмены посадки и экстренного старта. Не будем усложнять.

Через 0,32 сек видно, что тень щупа опустилась чуть ниже.

Кстати, выделил P66 – номер компьютерной программы по которой происходило снижение. Это уже третья, вроде.

Олдрин: 20 футов - прошла половина.
Олдрин: 20 футов – прошла половина.

“Гифка”… говоришь?

Олдрин закричал: «Сигнал контакта!» Это произошло в 20:17:39 UTC 20 июля (102 ч 45 мин 39,9 с полётного времени). Синий сигнал контакта означал, что лунной поверхности коснулся как минимум один из щупов длиной 1,73 м, которые крепились к трём из четырёх опор (кроме той, где была лестница).

14:10:79.

Олдрин: Сигнал контакта.

Тень щупа ушла из иллюминатора почти полностью, видна круглая форма чаши опоры и появилась тень сопла.

Олдрин: Сигнал контакта.
Олдрин: Сигнал контакта.

Через 1,5 секунды после этого Армстронг заглушил двигатель.

14:10:79 – 14:14:31.

Видим и слышим только подтверждение пилотом того, что двигатель стоп.

По хронометражу видео – 3,52 сек. Правильно?

По приборам, компьютеру – через 1,5 сек Нил Армстронг выключил двигатель. Здесь мы это явно не видим и не слышим.

Чаша опоры совсем ушла из иллюминатора, тень сопла занимает 4/5. Примерно.

Базз Олдрин подтвердил, что двигатель выключен.

Базз Олдрин подтвердил что двигатель выключен
Базз Олдрин подтвердил что двигатель выключен

Здесь важно то, что Олдрин подтвердил что двигатель выключен,

Okay, engine stop

через 3,52 сек после контакта щупа, а по компьютеру Армстрон выключил двигатель через 1,5 сек после контакта. До слов Олдрина.

Вернёмся на 2,02 сек назад. 3,52 – 1,5 = 2,02 сек.

14:14:31 – 00:02:02 = 14:12:29 – в этот момент командир Нил Армстронг выключил двигатель.

Можно поставить только 14:12:31, так как раскадровка кратна 0,04 сек.

Если мы правильно посчитали, в этот момент Армстронг выключил двигатель, и вот так видна тень сопла в иллюминаторе.

Момент когда Олдрин подтвердил стоп движка, см. выше.

 Армстронг выключил двигатель
Армстронг выключил двигатель

Условно, это ВЫСОТА над поверхностью Луны на которой был выключен двигатель.

ВСЁ, двигатель СТОП!!! В любом случае. И командир выключил и пилот подтвердил это. Не знаю насчёт остаточной инерции выхлопных газов двигателя. Видимо что-то там остаётся в любом случае. Кто знает напишите в комментариях. Это к вопросу об их следе на поверхности.

Так когда сел-то ЛМ “Орёл” “Аполлона 11”?

С УЖЕ ВЫКЛЮЧЕННЫМ двигателем.

14:15:75.

14:12:29 – 14:15:75 = 3,46 сек падал “Орёл”. Максимум.

14:14:31 – 14:15:75 = 1,44 сек падал “Орёл”. Минимум.

Олдрин: – ACA out of detent – ACA вышел из фиксатора

Landed – Посадка.

Что такое ACA напишите в комментариях.

Олдрин: - ACA out of detent - ACA вышел из фиксатора
Олдрин: – ACA out of detent – ACA вышел из фиксатора

Сравним.

Расчётный кадр выключения командиром ЛМ “Орёл” “Аполлон 11” Нилом Армстронгом двигателя подтверждение этого пилотом Баззом Олдрином: “Okay, engine stop” и “ACA out of detent” Landed, Прилунение.

Смотрим на тень сопла. Её путь. От 1/3 иллюминатора до переполнения. Всё это время ЛМ, по сути, падал с ВЫКЛЮЧЕННЫМ двигателем. Что и требовалось доказать.

От 1,5 до 2х метров. И 3 метра в сторону

Падение "Орла"
Падение “Орла”

“Гифка”… говоришь?

Доклад на тему ЛМ “Орёл” “Аполлона 11″садился с включённым двигателем? Ставим точку над “любителями гифок” закончил.

Вывод – ЛМ “Орёл” “Аполлона 11” последние 1,5 – 2 метра садился с вЫключенным двигателем.

Через 1,5 секунды после этого Армстронг заглушил двигатель. На послеполётном опросе он рассказал, что не смог точно определить момента посадки. По его словам, Базз закричал: «Контакт!», но сам он даже не видел загоревшегося сигнала, двигатель работал до самой посадки, потому что она была настолько мягкой, что момент, когда корабль стал на грунт, было сложно определить.

"Орёл" сидит
“Орёл” сидит

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.