“Чёрный квадрат”: от шутки одного до псевдорелигиозной догмы другого

Продолжаем нести искусство в массы, которые упорно сопротивляются остаткам своего разума не желая ничего понимать в нашей истории и чей образ мышления целенаправленно и неуклонно приближается к наиболее выразительной в своей бестолковости форме – “Черному квадрату”, как яркому образцу супрематической обрядности.

Что именно привело их вот к такому заявлению?

Псевдорелигиозная догма
Псевдорелигиозная догма

Как можно придти к такого рода заявлению, указывая на строительство Муссолини проспекта Via dei Fori Imperiali, сопровождающегося разрушением целого квартала зданий построенных на склоне Капитолийского холма? Какой древний порт???

“Самые масштабные раскопки древнего порта начались в 1938 году по приказу Муссолини и продолжались до 1942 года. За пять лет была откопана значительная часть города и извлечено около 600 000 кубометров земли.”

Вот и ответ на это вопрос в никуда.

О времена, о нравы!

“Чёрный квадрат” был написан давным-давно в качестве шутки, и вот до чего он довел настоящее поколение.

О времена, о нравы
О времена, о нравы

Поль Бийо́(фр. Paul Bilhaud, настоящая фамилия Шарль, фр. Charles; 31 декабря 1854, Брюэр-Аллишан — 8 января 1933, Авон) — французский драматург и либреттист. Наибольшую известность, однако, принесло Бийо однократное выступление в амплуа живописца. В 1882 году он принял участие в Салоне непоследовательных, выставив картину «Битва негров в подземелье» (фр. Combat de nègres dans un tunnel), представлявшую собой прямоугольник чёрного цвета. Эта работа положила начало серии аналогичных монохромных полотен с ироническими подписями, осуществлённой в последующие годы другом Бийо Альфонсом Алле и собранной, вместе с картиной-прообразом Бийо, в опубликованный Алле в 1897 году «Первоапрельский альбом» (фр. L’Album primo-avrilesque). В настоящее время рассматривается в качестве своеобразного предвестия «Чёрного квадрата» Казимира Малевича.

Что на входе?

Шутка одного

“Битва негров в подземелье” (фр. Combat de nègres dans un tunnel),

"Битва негров в подземелье"
“Битва негров в подземелье”

Дальше пошло развитие темы.

Альфо́нс Алле́ (фр. Alphonse Allais; 20 октября 1854, Онфлёр (департамент Кальвадос) — 28 октября 1905, Париж) — французский журналист, эксцентричный писатель и чёрный юморист, известный своим острым языком и мрачными абсурдистскими выходками, на четверть века предвосхитившими известные эпатажные выставки дадаистов и сюрреалистов 1910-х и 1920-х годов.

Автор: unidentified Photograph - http://api.ning.com/files/CFiv-RLg5wna4HXvZSK46KfJMF*zVVIOAA7JdC7mV1F250vt7MMDji1gi7*RcAcFdeQTFm5rzUdJ*gNoWyM86e3d1B9w5WOC/242898AlphonseAllaisLate19thCenturyPosters.jpg, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=7316746
Автор: unidentified Photograph – http://api.ning.com/files/CFiv-RLg5wna4HXvZSK46KfJMF*zVVIOAA7JdC7mV1F250vt7MMDji1gi7*RcAcFdeQTFm5rzUdJ*gNoWyM86e3d1B9w5WOC/242898AlphonseAllaisLate19thCenturyPosters.jpg, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=7316746

Смотрим его шедевры

«Первое причастие бесчувственных девушек в снегу», Альфонс Алле , 1883 год

«Первое причастие бесчувственных девушек в снегу»
«Первое причастие бесчувственных девушек в снегу»

«Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами», Альфонс Алле, 1894 год

 «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами
«Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами

«Оцепенение молодых новобранцев, впервые узревших лазурь Средиземного моря», Альфонс Алле, 1887 год

«Оцепенение молодых новобранцев, впервые узревших лазурь Средиземного моря»
«Оцепенение молодых новобранцев, впервые узревших лазурь Средиземного моря»

«Сутенеры, в расцвете сил, пьющие абсент, лёжа на животах в траве», Альфонс Алле, 1887 год

«Сутенеры, в расцвете сил, пьющие абсент, лёжа на животах в траве»
«Сутенеры, в расцвете сил, пьющие абсент, лёжа на животах в траве»

«Работа с охрой желтушными мужьями – рогоносцами», Альфонс Алле, 1887 год

«Работа с охрой желтушными мужьями - рогоносцами»
«Работа с охрой желтушными мужьями – рогоносцами»

«Хоровод пьяниц в тумане», Альфонс Алле, 1887 год

 «Хоровод пьяниц в тумане»
«Хоровод пьяниц в тумане»

Потом появился Казимир Малевич, со своим “Чёрным квадратом”, “Красным” и “Белым”.

Малевич
Малевич

Про “супрематическую обрядность”, суть этой псевдорелигиозной догмы, не очень хочется рассказывать. Пусть это будет неким синонимом “когнитивного диссонанса”.

Были и другие попытки направить мысль в нужное русло. А вот здесь есть над чем подумать.

В начале XVII века, Роберт Фладд (Robert Fludd), английский философ-мистик и астролог, изобразил чёрный четырёхугольник для иллюстрации первозданной темноты Вселенной перед появлением мира сего в своём трактате «Utriusque cosmi maioris scilicet et minoris Metaphysica, physica atque technica Historia» (1617 год)

Автор: Robert Fludd - Ulrich Müller: Joseph Beuys. Parallelprozesse. Archäologe einer künstlerischen Praxis. Hirmer, München 2012, ISBN 978-3-7774-6011-6 S. 28, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=21638698
Автор: Robert Fludd – Ulrich Müller: Joseph Beuys. Parallelprozesse. Archäologe einer künstlerischen Praxis. Hirmer, München 2012, ISBN 978-3-7774-6011-6 S. 28, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=21638698

Но, конечно вот такой вариант известной темы, стоящий совершеннейшим особняком для меня более понятен и интересен.

Автор: Архип Иванович Куинджи – Виртуальный Русский музей, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=72583354

"Чёрный квадрат": от шутки одного до псевдорелигиозной догмы другого
“Чёрный квадрат”: от шутки одного до псевдорелигиозной догмы другого

За что бился Малевич?

Малевич писал, что с помощью обрядности искусство совершает усилие «встать рядом со смертью»; что может сделать только супрематизм, который « настолько абсолютен.. что он один может выразить сущность мистических ощущений. Он полностью стоит рядом со смертью и её побеждает. Суть супрематической обрядности состоит в том, чтобы утвердить тайну смерти, её величие и непостижимость, её высокий смысл.

Сравните Куинджи и Малевича, он и рядом не висел, в тайне смерти, ее величии и непостижимости…

Сущность мистических ощущений? Ага!

Был в Русском музее в Санкт-Петербурге, в 2016 году, видел воочию:-) А это в Третьяковской галерее в 2017 году. Авторская копия, или наоборот:-)

Архип Иванович Куинджи, Третьяковская галерея
Архип Иванович Куинджи, Третьяковская галерея

Вывод. Вот так, с шутки одного, тема перерастает в псевдорелигиозную догму другого, а неокрепшие умы всё тычут нам в лицо фотографиями холмов утверждая что это древний порт.

Какие мы разные!

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.